Популярные рубрики

  • Португали: "Покупка недвижимости в Испании", IR #26, 2016-2017
  • Франция: "Покупка недвижимости в Испании", IR #26, 2016-2017
  • Кипр: "Покупка недвижимости в Испании", IR #26, 2016-2017
  • Греция: "Покупка недвижимости в Испании", IR #25, 2016
  • Хорватия: "Покупка недвижимости в Германии", IR #25, 2016
  • Италия: "Покупка недвижимости в Испании", IR #25, 2016
  • Испания: "Покупка недвижимости в Испании", IR #24, 2015-2016
  • Германия: "Покупка недвижимости в Германии", IR #24, 2015-2016
  • Швейцария: "Покупка недвижимости в Швейцарии", IR #23, 2015
  • ЧИТАЙТЕ онлайн версию журнала
    International Residence №27:

    Все номера: PDF-версии журнала International Residence
                          Html-архив журнала International Residence


Сказки южных морей

Опубликовано в журнале International Residence #12 (2009-2010 гг.)

Сказки южных морей

В последние 5-8 лет среди наших соотечественников небывалую популярность стали приобретать яхты и все, что с ними связано. Этот вид спорта и одновременно досуга затмил все остальные былые увлечения и привязанности сначала у самых богатых россиян, а потом и у представителей среднего класса. Яхты становятся символом преуспевания и подтверждением высокого социального статуса. Особым спросом у всех яхтсменов, и у наших, и у зарубежных, благодаря своим уникальным климатическим особенностям и развитости инфраструктуры, пользуется Средиземноморский бассейн.


ЛИДЕРЫ И ОТСТАЮЩИЕ


Средиземноморье было и остается самым заветным местом для яхтсменов всего мира. Кто хотя бы раз скользил по его ярко-синим водам, упиваясь солнцем и свежим ветром, тот возвращается сюда вновь и вновь. Если сравнивать этот регион с северными странами, то он отличается чудесным климатом и теплым морем, а в отличие от Карибов здесь не свирепствуют сезонные ураганы. Плюс ко всему на Средиземноморье есть великолепная портовая инфраструктура, чем, например, не может похвастаться Юго-Восточная Азия, где также проявляется огромный интерес к яхтингу.


Почти 80 % всех услуг яхтенного бизнеса Средиземноморского бассейна приходится на его северо-западную часть, еще 14 % — на северо-восточную, остальное делят между собой Алжир, Марокко, Египет и Кипр. Лидеры яхтенной индустрии — Франция, Испания и Италия. Активно работая локтями, упорно рвутся к первым местам такие молодые игроки, как Хорватия и Турция. А вот Греция заметно отстает в этом плане, что несколько странно для страны, у которой 6 000 островов и 33 % населения проживает на прибрежных территориях. Всего в Греции 24 марины, и по качеству и набору услуг они не только уступают тем же итальянским, но и хорватским с турецкими. При этом греческие цены на «парковку» и техобслуживание подчас даже выше, чем в Хорватии и Турции. Правда, сейчас в Греции идет строительство еще 19 марин, соответствующих запросам времени.


Но если Греция будет отставать, то Хорватия отнимет у нее многих яхтсменов. В городе Шибеник американская корпорация Island Global Yachting, один из ведущих мировых девелоперов, владельцев и менеджеров роскошных яхтенных комплексов, совместно с хорватской компанией Nautical Center Prgin начала реновацию и расширение яхтенного порта. Среди прочих новшеств там впервые появится 65 отдельных причалов для стометровых мегаяхт. А вокруг вырастет жилой городок со всеми прелестями курортно-беззаботной жизни. Хорватия, делающая серьезную заявку на лидерство в туристической индустрии, влечет своей девственной природой, чистотой рек и озер. Новый яхтенный комплекс позволит ей сделать еще один серьезный рывок в этом направлении.


Планомерно и неустанно идет обновление и реконструкция старых марин, а также строительство новых в других странах, включая Турцию. Но впереди всех в этом отношении Италия, где яхтинг и все, что с ним связано, — приоритетная национальная программа. С 2004 по 2008 гг. в стране было построено 38 новых современных причалов на 18 492 индивидуальных места, намечается открыть еще 17 339 отдельных стоянок. Всего к 2014 году итальянские власти планируют построить 60 новых марин на 200 000 капитальных индивидуальных «парковок». Особое внимание уделяется швартовке больших яхт (свыше 40 м в длину), поскольку их становится все больше, и мест не хватает. В Венеции местные власти разрешили построить мегапричал, чтобы там смогли бросать якорь роскошные яхты — их визиты за последние годы удвоились.


В микрогосударстве Монако, которое славится финансовыми макровозможностями своих гостей, сейчас функционирует 700 пристаней. К 2010 году предполагается увеличить их количество на 40 %. При этом намечается обустроить два отдельных причала для океанских яхт длиной более 100 м и 10 индивидуальных стоянок для яхт длиной 60-80 м со всем обслуживанием и полной прилегающей инфраструктурой. Стоимость проекта около 300 млн. евро.


На лучших маринах сооружаются крытые и обогреваемые (где это необходимо) индивидуальные ангары, а также сухие доки, где суда могли бы лучше сохраняться в свободное от плавания время. Для маломерных судов возводятся многоярусные многоместные стоянки. Со стороны такой морской гараж напоминает гигантскую металлическую этажерку с множеством секций, куда мощные колесные подъемники устанавливают яхты.


Повышенный спрос на огромные прогулочные суда и яхтинг вообще вызывает необходимость в расширении и углублении гаваней и, конечно, требует усовершенствования технической инфраструктуры. А сюда среди прочего входят топливно-заправочные станции, электротрансформаторные подстанции, мойки, ремонтные доки, подъездные пути и парковки для автомобилей. Все это требует инвестиций, которые, однако, оправдывают себя с лихвой.


Предусматривается также, что яхтсмены с семьями или друзьями периодически будут отдыхать на берегу. Поэтому вокруг марин вырастают целые поселки, где есть все: отели, отдельные и многоквартирные дома, стоянки такси, прокат автомобилей и велосипедов, детские площадки, почтовые и банковские отделения, круглосуточно работающие кинотеатры, кафе, дискотеки, бары, рестораны, волейбольные площадки и теннисные корты. Желающие могут остановиться в гостинице, купить отдельный дом, квартиру или снять необходимое жилье в аренду.


В марина-комплексах испанского побережья Коста-дель-Соль двухкомнатная квартира площадью 75-100 м2 стоит 250 000-800 000 евро в зависимости от близости к морю, качества дома и инфраструктуры. Во французском регионе Лангедок-Руссильон вилла площадью 128 м2с террасой в 60 м2 и садом (все это находится в едином комплексе марины) продается за 900 000 евро. В похожем комплексе в той же провинции двухкомнатная квартира площадью 65 м2 стоит 200 000 евро. Тех, кто хочет надолго пришвартоваться в Турции, также ждут современные марина-комплексы. В одном из них, Setur Antalya Marina, яхтсменам предлагаются двухкомнатные квартиры площадью 95 м2 с балконом, стоимостью 96 000 евро, в огороженном и охраняемом доме с общим бассейном и садом.


Общий мировой спрос на прогулочные катера и яхты в 2006 году превысил 24 млрд долларов. С 2000 по 2007 гг. ежегодной рост в этом сегменте приближался к 7 %. Быстрее всего рынок рос в Средиземноморском бассейне.


БЕГУЩИЕ ПО ВОЛНАМ

Согласно совместному исследованию Capgemini и Merrill Lynch Global Wealth Management, в 2008 году стоимость яхт начала падать, особенно это касается самых дорогих судов, ценой до 30 млн. долларов, которые подешевели почти на треть. Между тем в целом рынок чувствует себя не так уж и плохо. Пожалуй, только один заказ Романа Абрамовича сразу же выводит всю эту отрасль в плюс — в июне этого года со стапелей в Гамбурге сошла его яхта Eclipse (солнечное затмение) длиной 170 м. Это самое большое судно подобного класса, находящееся в личной собственности, затмившее своей стоимостью (340 млн. евро) все остальные яхты мира. Разумеется, не перевелись очень богатые люди и в других странах, и они тоже делают очень крупные заказы, которые обычно широко не афишируются.


Что касается небольших катеров и яхт, то интерес к ним если и ослаб, то не намного. Ведь кто этим увлекался, естественно, свое увлечение не бросит. Он скорее откажется от покупки нового автомобиля, чем от новой яхты, потому что море — это навсегда, кто им заболел, тот без него себя не мыслит. Благо, сейчас цены не растут, и средняя семейная яхта стоит в пределах среднего семейного автомобиля. Яхта длиной 9,7 м с одним двигателем, рассчитанная на комфортное размещение четырех человек, стоит в районе 30 000 евро. Для тех, кто любит путешествовать с размахом, есть суда длиной 34 м с двумя двигателями за 7 млн. евро. Роскошная суперъяхта, 66 м, с двумя двигателями, с огромными внутренними помещениями, 12 спальными каютами, отделанными красным деревом, с бассейном и тренажерным залом стоит 43,5 млн. евро. Желающие могут без проблем арендовать такую яхту — 315 000 евро в неделю, в любой сезон.


Вообще аренда судов довольно популярна. Их снимают на время как компании для своих сотрудников, так и отдельные граждане. Аренда небольшой яхты длиной 18,8 м (3 каюты на 6 человек) стоит 2 200 евро в сутки, мегаяхты длиной 136 м (17 кают на 34 человека) — 45 000 евро в сутки. Как на стоимость, так и на величину арендной платы влияют качество отделочных материалов, размер и количество кают и вспомогательных помещений, наличие всевозможных дополнительных удобств и услуг. Так, яхта-игрушка для взрослых длиной 85 м, в которой изысканно отделанные 18 просторных кают напоминают царские покои, обойдется нанимателю в 94 000 евро в сутки.


В западных странах яхтами часто называются как парусники, так и катера. К этой же категории нередко относят рыбацкие лодки и катамараны. Причем водоизмещение и длина — не в счет. Одни яхты — это, по сути, небольшие лодочки, другие — длиной свыше 30 м, вполне могут конкурировать с приличными морскими кораблями. Яхты могут плавать под парусами или с помощью мощных двигателей, или то и другое вместе. Главная, в западном понимании, неотъемлемая сущность яхты — это то, что она никогда не используется для грузовых и пассажирских (т. е. общественных) перевозок — это исключительно личный транспорт, предназначенный для обслуживания одного человека (владельца или нанимателя) и близких ему людей. Есть многопалубные супер, мега и даже гигаяхты (пятипалубные) длиной 100 и более метров.


CARPE DIEM!

При всей прелести Средиземного моря у него есть один существенный недостаток — его яхтенный ресурс в ряде мест практически уже исчерпан. Значительные потенциальные возможности для роста остались только у Турции, Хорватии, Кипра и некоторых греческих островов. Что касается таких мест, как Лазурный Берег Франции, почти всей прибрежной полосы Испании и всемирно известных испанских островов, которые усеяны фешенебельными курортами и дорогими маринами, то они уже практически близки к насыщению, и свободных мест там больше нет. Нагрузка на морское побережье там на порядок выше, чем, допустим, в Карибском бассейне. В сезон Балеарские острова, к примеру, буквально сплошь облеплены катерами, яхтами, лодками всех размеров и типов — к берегу просто невозможно подобраться. Местным властям приходится открывать новые причалы в диких и не очень удобных местах. Положение усугубляется тем, что люди, желающие приобрести стоянку для яхты, одновременно хотят приобрести там и жилье.


По официальным данным, 160 000 местных жителей, владельцев малых плавучих средств по всему Средиземноморью, ждут получения постоянного места швартовки. Только в испанской провинции Андалузия таких очередников более 2 300, а к 2020 году их будет свыше 5 000. Чтобы удовлетворить постоянно растущую потребность в капитальных стоянках, только на Коста-дель-Соль необходимо увеличить причалы на 300 %, что едва ли представляется возможным. Напряженная ситуация складывается не только в отношении


Против дальнейшего неконтролируемого расширения яхтенных комплексов в Испании, Франции и Италии очень энергично выступают зеленые. В ряде стран уже принимаются соответствующие меры. Италия, к примеру, приняла закон, запрещающий моторным плавучим средствам приближаться к берегу ближе, чем на 200 м, если это только не специально оборудованный причал, соответствующий природоохранным нормам Евросоюза. Нередко строительство новых причалов эффективно блокируется в парламентах. Все это делает цены на стоянки очень высокими: от 30 000 евро до нескольких миллионов евро в зависимости от географического места, размеров и качества. На испанских маринах индивидуальная стоянка размером 8 х 3,6 м стоит от 38 000 евро и выше, 10 х 4,3 м — от 70 000 евро, 15 х 6 м — от 132 000 евро, 20 х 6,8 м — от 220 000 евро, 50 х 10 м — от 1,3 млн. евро. Во Франции и Италии стоимость качественных мест в современных марина-комплексах примерно такая же. Сегодня цены немного притихли, но, учитывая острый дефицит новых мест, ужесточение природоохранных требований и близкий конец рецессии, эксперты предполагают, что скоро цены зашевелятся, а затем побегут вперед прежними темпами — в среднем 7 % год. Поэтому, как говорили древние: Carpe diem! — Лови момент!

Олег Щеглов



Бесплатная подписка на журнал

Читателям: Журнал International Residence делает специальное предложение! Подпишитесь на журнал, и вы будете получать бесплатные номера журнала (два раза в год - апрель, ноябрь)!


Опрос читателей


Software error:

DBD::mysql::st execute failed: Table 'adm_1_propert_db.property_news' doesn't exist at ../../cgi-bin/lib/fDB2.pm line 40.

For help, please send mail to the webmaster (admin@internationalresidence.ru), giving this error message and the time and date of the error.



Подписка на новостную ленту